Является ли мопед механическим транспортным средством?

Содержание

Пдд для мотоциклистов в 2019 году — издательский дом вико плюс

Является ли мопед механическим транспортным средством?

Добрый день, уважаемый читатель. В этой статье речь пойдет о правилах дорожного движения для водителей мотоциклов. Сразу же хочу заметить, что в целом правила для мотоциклистов не сильно отличаются от правил для легковых автомобилей, поэтому ниже будут рассматриваться только их основные различия.

Какие транспортные средства относятся к мотоциклам?

В первую очередь рассмотрим пункт 1.2 правил дорожного движения, в котором дается понятие мотоцикл:

«Мотоцикл» — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.

К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт.

Итак, к мотоциклам относятся двухколесные транспортные средства, которые обладают одной из следующих характеристик:

  • Максимальная скорость превышает 50 км/ч.
  • Объем двигателя превышает 50 см3.

Примечание. Транспортное средство, у которого максимальная скорость меньше 50 км/ч и объем двигателя не превышает 50 см3 является мопедом с точки зрения ПДД.

Кроме того, к мотоциклам относятся трехколесные и четырехколесные транспортные средства, которые:

  • Имеют мотоциклетную посадку или руль мотоциклетного типа.
  • Имеют ненагруженную массу 400 кг или менее (550 кг для грузовых транспортных средств) без учета массы аккумуляторов. Данная величина указывается в поле «Масса без нагрузки, kq» на обратной стороне свидетельства о регистрации.
  • Имеют максимальную эффективную мощность двигателя 15 кВт или менее.

Водительское удостоверение для мотоцикла

Для управления мотоциклом подойдет водительское удостоверение одной из следующих категорий:

  • А1 — только для мотоциклов с объемом двигателя до 125 см3 и мощностью до 11 кВт включительно.
  • А — для любых мотоциклов.

При этом правила дорожного движения для мотоциклов подкатегории А1 и категории А не различаются.

Пешеход, ведущий мотоцикл

«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

Водитель мотоцикла, также как велосипедисты и мопедисты, может в любой момент стать пешеходом. Для этого ему достаточно слезть с мотоцикла, а сам мотоцикл повести рядом с собой.

Такой прием мотоциклисты могут использовать для своего удобства:

Например, мотоцикл едет по загородной автодороге, имеющей разделительную полосу. Он хочет повернуть налево (в деревню), однако поворот налево невозможен, т.к. разделительное ограждение проходит через перекресток. Поэтому мотоциклист вынужден проехать прямо и развернуться через несколько километров по специальной разворотной петле.

Однако есть и другой вариант — спешиться и перейти дорогу по пешеходному переходу, который расположен рядом с остановкой общественного транспорта.

Кроме того, нужно помнить, что пешеход, ведущий мотоцикл, на проезжей части должен двигаться попутно потоку транспортных средств, т.е. по правой стороне дороги. Пункт 4.1 ПДД:

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

Обязателен ли шлем на мотоцикле?

Вопрос использования шлема на мотоцикле регламентируется пунктами 2.1 и 5.1 ПДД:

2.1. Водитель механического транспортного средства обязан:…

2.1.2. При движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями. При управлении мотоциклом быть в застегнутом мотошлеме и не перевозить пассажиров без застегнутого мотошлема.

5.1. Пассажиры обязаны:

  • при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле — быть в застегнутом мотошлеме;

То есть при поездке на мотоцикле, шлем должен быть надет и на водителя, и на пассажиров. В том числе и на пассажиров, которые едут в коляске (люльке).

Скорость движения мотоциклов

Для мотоциклистов действуют точно такие же ограничения, как для легковых автомобилей:

  • 110 км/ч — на автомагистрали.
  • 90 км/ч — вне населенных пунктов.
  • 60 км/ч — в населенных пунктах.
  • 20 км/ч — в жилых зонах, велосипедных зонах и на дворовых территориях.

Поворот налево и разворот

В отличие от мопедов, мотоциклы могут поворачивать налево и разворачиваться на любых дорогах (не зависимо от наличия трамвайных путей и количества полос движения).

Постановка мотоцикла на стоянку

Пункт 12.2 ПДД:

Стоянка на краю тротуара, граничащего с проезжей частью, разрешается только легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам в местах, обозначенных знаком 6.4 с одной из табличек 8.4.7, 8.6.2, 8.6.3, 8.6.6 — 8.6.9.

Также как легковые автомобили, мотоциклы могут быть поставлены на стоянку на околотротуартной стоянке при наличии знака 6.4 с одной из следующих табличек:

Перевозка пассажиров на мотоцикле

22.21. Перевозка людей на мотоцикле должна осуществляться водителем, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категории «А» или подкатегории «A1» в течение 2 и более лет, перевозка людей на мопеде должна осуществляться водителем, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами любой категории или подкатегории в течение 2 и более лет.

Перевозить пассажиров на мотоцикле может только водитель, которые имеет стаж 2 года или более по категории А или подкатегории А1.

Примечание. Данный факт никак не связан с тем, что водитель является начинающим.

Например, водитель имеет водительское удостоверение категории В в течение 20 лет, то есть начинающим с точки зрения ПДД он не является. Однако права на мотоцикл он получил недавно, поэтому перевозить пассажиров не может.

22.8. Запрещается перевозить людей:

  • вне кабины автомобиля (кроме случаев перевозки людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой или в кузове-фургоне), трактора, других самоходных машин, на грузовом прицепе, в прицепе-даче, в кузове грузового мотоцикла и вне предусмотренных конструкцией мотоцикла мест для сидения;

Кроме того, пассажиров запрещается перевозить вне предусмотренных для этого мест.

Например, нельзя посадить пассажира на багажник.

Буксировка мотоциклов

20.4. Буксировка запрещается:

  • двухколесными мотоциклами без бокового прицепа, а также таких мотоциклов;

Буксировка с участием двухколесных мотоциклов запрещена правилами.

Однако не запрещается буксировать мотоциклы с боковым прицепом (люлькой), трехколесные и четырехколесные мотоциклы:

Знак «Движение мотоциклов запрещено»

В ПДД имеется знак 3.5, который запрещает только движение мотоциклов:

Знак «Начинающий водитель» на мотоцикле

В 2019 году водитель, который имеет общий стаж менее 2-х лет, обязан устанавливать знак начинающий водитель на заднюю часть транспортного средства. Однако на мотоциклистов данное требование не распространяется:

«Начинающий водитель» — в виде квадрата желтого цвета (сторона 150 мм) с изображением восклицательного знака черного цвета высотой 110 мм — сзади механических транспортных средств (за исключением тракторов, самоходных машин, мотоциклов и мопедов), управляемых водителями, имеющими право на управление указанными транспортными средствами менее 2 лет.

Аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки

7.7. Отсутствуют:

  • на мотоцикле с боковым прицепом — медицинская аптечка, знак аварийной остановки по ГОСТу Р 41.27-2001.

Медицинская аптечка и знак аварийной остановки должны присутствовать только на мотоцикле с коляской.

Огнетушитель на мотоциклах не требуется.

Штрафы для мотоциклистов в 2019 году

Если описать ситуацию в целом, то на мотоциклистов накладываются точно такие же штрафы, как и на водителей автомобилей. Они подробно описаны в рубрике «Штрафы ГИБДД«.

Тем не менее рассмотрим штрафы, которые вызывают больше всего вопросов у мотоциклистов:

НарушениеШтрафСтатья КоАП
Перевозка пассажиров на мотоцикле, если стаж водителя меньше 2-х лет 500 рублей 12.23 ч.1
Езда на мотоцикле без прав или без категории А 5 000 — 15 000 рублей 12.7 ч.1
Езда на мотоцикле без шлема 1 000 рублей 12.6
Непостановка мотоцикла на учет При первом нарушении: 500 — 800 рублейПри повторном: 5 000 рублей или лишение на срок от 1 до 3 месяцев 12.1 ч.112.1 ч.11
Езда без номеров 5 000 рублей или лишение на срок от 1 до 3 месяцев 12.2 ч.2
Читайте также  Как правильно снижать скорость на механике?

Источник: https://nedelka-klin.ru/2019/03/21/pdd-dlya-mototsiklistov-v-2019-godu/

Как и где ездить на электросамокатах и других гаджетах для передвижения

Является ли мопед механическим транспортным средством?

Почти никак. правила дорожного движения в настоящее время не содержат на их счёт конкретных глав или пунктов.

«Транспортное средство (ТС) – устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нём. Механическое транспортное средство – транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины», – говорится в п. 1.2 ПДД РФ.

Однако всё это неприменимо к электрическим ездовым гаджетам. У них нет паспорта транспортного средства. Объём и мощность их двигателя не соответствуют требованиям для ТС.

«У них нет двигателя внутреннего сгорания объёмом более 50 куб. см, так как они оборудованы электромоторами, самый мощный из которых – 990 Вт, – пояснил инспектор отдела дорожно-патрульной службы и исполнения административного законодательства управления областного ГИБДД старший лейтенант полиции Алексей Рябушенко. – А транспортным средством считается устройство с двигателем мощностью более 4 кВт. При этом ТС должно развивать скорость более 50 км/ч. Сегвей, например, разгоняется максимум до 36 км/ч».

Больше всего из ПДД подходит понятие «пешеход». Тот же п. 1.2 приравнивает к ним людей, использующих для передвижения роликовые коньки, самокаты «и иные аналогичные средства». К последним в ГИБДД относят именно электросамокаты, гироскутеры, сегвеи, моноколёса и прочие устройства, являющиеся по сути спортинвентарём.

2. К какой категории относятся эти средства передвижения?

К разным, в зависимости от их технических характеристик. ПДД не выделяют их в отдельную категорию.

Скажем, мопед – это двух- или трёхколёсное механическое ТС. Его максимальная конструктивная скорость не превышает 50 км/ч, рабочий объём двигателя внутреннего сгорания – не выше 50 куб. см. Либо на мопеде может стоять электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки в пределах 0,25–4 кВт.

«К мопедам приравниваются квадроциклы, имеющие аналогичные технические характеристики, – пояснил Рябушенко. – И следовательно, электроскутеры, электромопеды, электромотоциклы, электросамокаты, гироскутеры и сегвеи, в зависимости от номинальной максимальной мощности двигателя в указанном режиме длительной нагрузки, необходимо приравнивать к мопедам».

3. Трицикл, квадроцикл = мотоцикл?

Мотоцикл по п. 1.2 ПДД – это ТС с двигателем внутреннего сгорания свыше 50 куб. см. Или если его максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.

«Именно к мотоциклам приравниваются трициклы, – пояснил Алексей Рябушенко. – А также квадроциклы с мотоциклетной посадкой или рулём мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг – для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов), без учёта массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт. Следовательно, все виды устройств с мощностью двигателя 4–15 кВт необходимо вообще отнести к мотоциклам».

Из общей массы этих ТС выделяется моноколесо, у которого всего одно колесо для езды. Поэтому отнести его к какой‑либо категории по ПДД проблематично, признаются в областной ГИБДД.

А чётких определений сегвеев, гироскутеров, моноколёс и т. п. ПДД в настоящее время вообще не имеют.

4. Нужны ли при себе документы на электросамокат и прочие средства передвижения?

Если ездить на том, что приравнивается к мопедам или мотоциклам, – нужны. Действует то же законодательство, что и в отношении водителей обычных мопедов и мотоциклов.

В прочих случаях иметь при себе документы на средство передвижения не помешает. Они пригодятся, например, для подтверждения права собственности на ваш электросамокат при подозрении на его кражу. Или для корректного оформления случившегося ДТП.

5. Какие есть ограничения по возрасту для езды на электрических гаджетах?

Если ТС на электрической тяге приравниваются к мопедам или мотоциклам, в отношении водителя действует законодательство аналогично, как и в отношении водителей обычных мопедов и мотоциклов.

В иных случаях ПДД не регламентируют возрастные ограничения.

6. Где на всём этом можно ездить?

Если средство передвижения приравнено к мопедам или мотоциклам, ездить нужно по требованиям ПДД, относящимся

к данной категории водителей. В иных случаях передвигаться можно, соблюдая требования к пешеходам. Они содержатся в гл. 4 ПДД РФ «Обязанности пешеходов».

7. Как двигаться по тротуарам и пешеходным переходам?

Уже усвоили: на электросамокате, сегвее и прочем вы – пешеход. Значит, переходить дорогу обязаны только на зелёный сигнал светофора, по пешеходному переходу и обязательно убедившись, что все машины их пропускают.

«От тех, кто идёт пешком, водитель сегвея или электросамоката отличается только обязанностью спешиваться при пересечении проезжей части. П. 24.8 ПДД запрещает велосипедистам и водителям мопедов пересекать дорогу по пешеходным переходам», – констатирует Алексей Рябушенко.

По аналогии с этим в ГИБДД полагают, что использование любых технических средств (электросамокатов, гироскутеров, сигвеев, моноколёс и др.) при переходе дороги недопустимо. Нужно спешиться и начинать переход дороги, лишь убедившись в безопасности.

8. А если я кому‑то причинил ущерб?

Так как владельцы большинства из электрических ездовых гаджетов приравниваются к пешеходам, то и ответственность при нанесении ущерба будут нести соответствующую – как обычные пешие горожане.

А если ездить на подобии мопеда или мотоцикла – ответственность определит ст. 1079 ГК РФ. В ней говорится о вреде, причинённом деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих.

Олег Гончаренко

Источник: https://www.belpressa.ru/society/bezopasnost/27382.html

Таковы правила

Является ли мопед механическим транспортным средством?

ТАКОВЫ ПРАВИЛА

Прежде всего, о классификации. В правилах дорожного движения в пункте 1.2, в котором разъясняются основные понятия и термины, в категорию «механические транспортные средства» не входят мопеды (а значит, и скутеры, из-за которых весь сыр-бор). А если не упомянуты здесь, то «автоматом» они приравнены к немеханическим транспортным средствам — гужевым повозкам, велосипедам, прицепам и полуприцепам. Ну разве не несуразица! Но ведь у мопедов есть ДВС — «деталь», которая отличает механические и немеханические ТС.

В то же время действующий ГОСТ Р 52051–2003, приведенный в соответствие с Директивой Евросоюза № 2002/24 ЕС, относит мопеды к механическим транспортным средствам. Тут все серьезно: Директивой мопеды разделены аж на две категории — L1 и L2. К L1 относят как раз то, что в наших ПДД называют «мопедом», плюс двухколесные ТС с электромоторами мощностью до 4 кВт. К L2 — 3-колесные мопеды. Получается казус: действующие и в Евросоюзе, и в России стандарты не увязаны с российскими же Правилами дорожного движения.

Это — в документах. А что по здравому смыслу — «по уму»? Согласно ПДД, мототранспортных средств существует всего два вида — мотоциклы и мопеды. К мопедам отнесли все мототранспортные средства, у которых двигатель менее 50 куб. см, а разрешенная для них скорость — не более 50 км/ч. По сегодняшней же практике это достаточно разношерстная «компания»: в ней и скутеры, и мокики, и мотовелосипеды (в том числе с электромоторами), и классические мопеды со вспомогательным педальным приводом.

В жизни все эти малютки разнятся и техническими характеристиками, и на дорогах ведут себя по-разному. Мотовелосипеды, в том числе с электроприводом, достаточно легкие — они всего на 10–15 кг тяжелее велосипедов, и, если понадобится, их можно перетащить по подземному переходу по лестнице. Их скорость не превышает 25 км/ч, тормоза и светотехника примитивны. Эту группу не грех приравнять к велосипедам, разрешить им ездить максимум по велодорожкам.

Двигаться же по проезжей части в городах с интенсивным движением на них просто опасно.

Другое дело, современные мокики и скутеры. Их светотехника полностью отвечает строгим мотоциклетным нормам (фара с дальним/ближним светом, указатели поворотов, стоп- и звуковой сигнал). Хотя они и тяжелее (масса от 85 до 100 кг), современные двигатели мощностью до 6–8 л. с. позволяют им ездить наравне с другими ТС. Максимальная скорость скутеров по паспорту — 50 км/ч. На деле же «полтинник» способен разогнаться до 60 км/ч, а то и быстрее.

В городах Европы, где почти повсеместно введено ограничение 50 км/ч (60 км/ч только в Польше, Сербии и Словакии), они никаких помех автомобилям не создают. Держать их в пределах только велодорожек, как предписывают ПДД (пункт 24.3), — значит, ввергать в опасность ни в чем не повинных велосипедистов. Да и глупо. А запрещение совершать на дорогах общего пользования левый поворот (иными словами, понуждать перетаскивать по подземным переходам?) — и вовсе бред, и этот бред изложен в том же пункте 24.3.

Скажите, «по жизни» кто заставит дам таскать почти 100-килограммовую машину по ступеням сквозь толпы прохожих? А не дам?

И очередная, мягко говоря, странность. Оказывается, управляя мопедом, разрешается ехать туда, куда мотоциклам дорога заказана — если над дорогой висит знак 3.9 «Движение на мотоциклах запрещено». Нормально?!

«МОТО» ПРЕДЛАГАЕТ ПОПРАВКИ

В России Правила дорожного движения разрабатывает не ГИБДД, как многие считают, а Министерство транспорта РФ, автоинспекция обладает авторитетным, но совещательным голосом. Те из поступивших предложений во изменение ПДД, которые, по мнению комиссии, важны и целесообразны, передаются в правительство России на утверждение.

В Минтрансе РФ нам разъяснили, что редакция журнала «Мото» по юридическому праву может вносить предложения о корректировке текста ПДД. И мы хотим это сделать: в связи с возникающими противоречиями в ходе подготовки реформы, касающейся московских скутеристов, по праву ответственности перед читателями считаем для себя даже обязанными внести предложения об изменении положений Правил.

Редакция направила в Минтранс для рассмотрения следующее.

Определения характеристик групп транспортных средств, содержащиеся в п. 1 «Общих положений», следует привести в соответствие с действующим в России ГОСТом Р 52051–2003. А именно:

отнести мопеды к разряду механических транспортных средств;

в разъяснении термина «мопед» уточнить, что в него входит понятие «скутер», а также в перечень видов ТС, подпадающих под определение «мопед», ввести 2- и 3-колесные машины с электродвигателями — согласно определению ГОСТа Р 52051–2003;

переработать п. 24 «Дополнительные требования к движению велосипедов, мопедов, гужевых повозок, а также прогону животных»: определение «мопеды» из этого пункта исключить;

разрешить совершать на мопедах, скутерах поворот налево на улицах с многорядным движением.

Если уж заговорили о неадекватности ряда положений ПДД, хотим привлечь внимание Минтранса и на другие неувязки, не касающиеся скутеров и мопедов. По ГОСТ Р 52051–2003, для «нормальных» мотоциклов введена категория L3, далее: L4 — мотоцикл с коляской, L5 — трицикл, категория L6 — это легкие квадрициклы, а L7 — квадрициклы «нормальные».

Читайте также  Что называется передаточным отношением механической передачи?

Обратили внимание: в ГОСТе введены новые термины, которых нет в ПДД — «трицикл» и «квадрицикл» (вы отметили разницу в написании: «квадри…»?). Но этих терминов не существует в определении «мотоцикл» в ПДД.

И следующее разночтение. Согласно ПДД, четырехколесники могут иметь массу в снаряженном состоянии не более 400 кг. А ведь по ГОСТу для L6 ненагруженная масса не должна превышать 350 кг, для L7 — 400 кг или 550 для грузового квадрицикла. И дальше. Согласно ГОСТу, для легких квадрициклов не существует ограничений мощности двигателя, у «тяжелых» же она ограничена 15 кВт (20,5 л. с.). В ПДД ни о каких ограничениях мощности для категории «мотоцикл» вовсе не упоминается.

Мы предлагаем:

в перечень видов ТС, подпадающих под определение термина «мотоцикл», ввести понятия «трицикл» и «квадрацикл» согласно определению ГОСТа Р 52051–2003 (но с буквой «а» — именно так утвердилось в языке устном и письменном);

исключить из текста ПДД термин «мотонарты», как устаревший и не употребляемый, заменить его единственно правильным и фактически единственно употребляемым термином — «снегоходы»;

включить в группу «прочие механические транспортные средства» новую категорию — «внедорожные мототранспортные средства», к ним отнести снегоходы, а также мотовездеходы на шинах сверхнизкого давления (пневматики), оговорив, что их регистрация, а также контроль за их техническим состоянием находятся в ведении органов Технадзора РФ.

Так что, по нашему убеждению, следует прежде привести ПДД в соответствие с действующими стандартами, здравым смыслом и реалиями на сегодняшних дорогах и только потом «строить» водителей мопедов и скутеров.

УЖЕ ПРОХОДИЛИ…

В то время, когда в московском ГИБДД ломают голову над тем, как реализовать постановление правительства столицы (инициированное тем же московским ГИБДД) об «онумеровывании» скутеров, в другом конце России, в Еврейской автономной области, все уже было проделано, но «зарублено» федеральными чиновниками.

Обязательная регистрация мопедов в этой дальневосточной области проводилась с 1999 по 2001 год. Вот что рассказал и. о. начальника ГИБДД Биробиджана, подполковник милиции Геннадий СЕМЕНЦОВ.

Занимавшего в то время должность начальника ГАИ полковника милиции Павла Ворожбита озаботила бесконтрольная и превращающаяся в опасную езда на мопедах и скутерах, хлынувших валом из близкой Японии. Что предприняли? Для регистрации в автоинспекции владелец предоставлял справку-счет или таможенную декларацию. Если не было ни того, ни другого, достаточно было письменного подтверждения законности покупки, заверенного двумя свидетелями — и владельцу выдавали ПТС общепринятой формы, а также номерной знак.

Со знаками поступили просто: приняли за образец старый советский мопедный знак, только фон вместо черного сделали белым.

Ежегодно проходить техосмотр не требовали, а вот сдавать экзамены на «права» категории «А» водителей обязали. Получать их можно было с 14-летнего возраста.

Мопедно-скутерная братия приняла нововведение в большинстве своем спокойно, с пониманием. Тех же немногих, кто понимать не желал, отлавливали, транспорт отправляли на штрафстоянку. В итоге зарегистрировалось около 80% владельцев скутеров. Самый важный результат — уменьшилось количество угонов, ощутимо повысился уровень дисциплины на дорогах.

Итоги могли бы быть, наверное, более впечатляющими, но нагрянула комиссия из главка и приостановила эксперимент, поскольку усмотрела в нем нарушение гражданских прав и федеральных законов. Насколько правы были члены комиссии, видимо, еще предстоит выяснить. Их решения видятся сомнительными уже потому, что теперь, три года спустя, московские ГАИшные чиновники обратились к коллегам из Биробиджана за опытом. Неужели они так наивны, что пошли против закона?!

Источник: https://www.zr.ru/content/articles/17868-takovy_pravila/

Транспортные средства, для которых не нужны водительские права

Является ли мопед механическим транспортным средством?

Постоянное повышение стоимости топлива на АЗС, немаленькие налоги, страховка, штрафы, увеличение стоимости автозапчастей и технического обслуживания наряду с развитием общественного транспорта, такси и каршеринга заставляет многих людей отказаться от личного автомобиля. Это означает, что есть люди, которым не нужны водительские права.

Но что делать, если у вас нет водительских прав или вас их лишили? Неужели нет альтернативы, кроме как пересесть на общественный транспорт или совершать пешие экскурсии? На самом деле варианты есть.

Знаете ли вы, что существует ряд транспортных средств, для управления которыми водительское удостоверение не нужно? Вы удивитесь, но это не только велосипед. 

Список транспортных средств, которыми можно управлять без прав, невелик, но содержит элементы, которые, безусловно, облегчат кому-то жизнь. Начнем с самого известного и популярного транспорта в мире:

Велосипед

Как мы знаем, для управления велосипедом в России не требуется иметь водительские права. Но что такое велосипед? Какие виды транспортных средств попадают под этот вид транспорта? Является ли велосипед с электромотором транспортным средством, которым разрешено управлять без водительских прав, или же этот вид велосипеда относится к мопеду? Для этого давайте посмотрим, как выглядит расшифровка термина «Велосипед» в действующих Правилах дорожного движения РФ:

«Велосипед» – транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение, как правило, мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

Как видите, велосипед согласно российскому законодательству может иметь электродвигатель, но его мощность не должна быть выше 0,25 кВт, а двигатель должен автоматически отключаться на скорости более 25 км/час.

Многие знают, что на велосипеде вы можете ездить без водительских прав. А где в законе об этом сказано? Для этого обратимся к статье 26 «Условия получения права на управление транспортными средствами» Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ФЗ-196 от 10.12.1995 года (с последними изменениями). 

Как видно из части 1 статьи 26 этого федерального закона, водительские права для управления велосипедом (в том числе с различными двигателями) не требуются. Вот для пользования какими транспортными средствами в России и с какого возраста выдают права:

транспортными средствами категории «M» и подкатегории «A1» – лицам, достигшим 16 лет
 
транспортными средствами категорий «A», «B», «C» и подкатегорий «B1», «C1» – лицам, достигшим 18 лет
 
транспортными средствами категорий «D», «Tm», «Tb» и подкатегории «D1» – лицам, достигшим 21 года
 
составами транспортных средств категорий «BE», «CE», «DE» – лицам, имеющим право на управление транспортными средствами соответственно категорий «B», «C», «D» в течение не менее 12 месяцев
 
составами транспортных средств подкатегорий «C1E», «D1E» – лицам, имеющим право на управление транспортными средствами соответственно категорий «C», «D» либо подкатегорий «C1», «D1» в течение не менее 12 месяцев

Где можно ездить?

Движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон (пункт 24.3 ПДД РФ). 

Могут ли лишить прав за ДТП на велосипеде?

Движение велосипедистов в возрасте младше 7 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон (пункт 24.4 ПДД РФ). 

Где допускается управление велосипедистом старше 14 лет?

По правому краю проезжей части – в следующих случаях:

  • отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним
  • габаритная ширина велосипеда, прицепа к нему либо перевозимого груза превышает 1 метр
  • движение велосипедистов осуществляется в колоннах
  • по обочине – в случае если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части
  • по тротуару или пешеходной дорожке – в следующих случаях: отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине

Сигвей

Этот вид электрического транспорта завоевывает многие страны. Не обошла популярность различных электрических транспортных средств и нашу страну. В настоящий момент этот вид транспорта не причислен в российском законодательстве к какому-то определенному виду транспорта.

Также в нашей стране пока не регламентированы правила пользования сигвеями и другими похожими видами транспорта.

В будущем, конечно же, нашим властям предстоит внести ясность, поскольку современные модели сигвеев имеют возможность развивать скорость более 25 км/час, что, соответственно, уже представляет угрозу как для тех, кто управляет этим видом транспорта, так и для пешеходов и водителей. 

Например, в Германии, где есть широкоразветвленная сеть велосипедных дорожек, сигвеи приравнены к велосипедам. Для передвижения же по обычным дорогам этот вид транспорта подлежит обязательному страхованию и государственной регистрации с выдачей номерного знака. 

В некоторых же странах этот вид транспорта вообще запрещен. 

Читайте также  Как устроена коробка передач механика?

К какому виду транспорта относятся сигвеи?

Как мы уже сказали, российское законодательство не регламентирует этот вид транспорта. Чтобы понять, к какой категории относятся сигвеи, давайте сначала вспомним ПДД, где разъясняется, что такое велосипед, мопед и мотоцикл. Вот выдержка из действующих ПДД:

«Велосипед» – транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение, как правило, мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.03.2014 № 221).

«Мопед» – двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.03.2014 № 221, от 24.10.2014 № 1097).

«Мотоцикл» – двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.

 К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.10.2014 № 1097).

Итак, поскольку у сигвея два колеса, то этот вид транспорта может относиться к любому из вышеперечисленных транспортных средств. Как вы уже поняли, зависит это от мощности электродвигателя и максимальной скорости сигвея.

Соответственно, если мощность электродвигателя сигвея не превышает 0,25 кВт, а также если он автоматически отключается при достижении скорости 25 км/час, этот вид транспорта считается велосипедом. 

В реальности же если посмотреть, какие сигвеи продают сегодня, то, как правило, продавцы стараются не указывать мощность этого транспорта. На практике их мощность намного больше 0,25 кВт, а многие модели могут развивать скорость более 50 км/час. Но у владельцев таких мощных сигвеев мало шансов понести ответственность, так как мы не знаем в настоящий момент ни одного случая, когда ГИБДД привлекла владельца сигвея за управление данной техникой без прав. Хотя формально, если вы движетесь по дороге на транспорте, попадающем под мопед или мотоцикл, вы обязаны иметь водительское удостоверение соответствующей категории. 

Гироскутер

Еще одно электрическое транспортное средство, которое более популярно в нашей стране в отличие от сигвеев. Нас часто спрашивают, а нужны ли водительские права для этого вида двухколесного транспорта. Тут так же все, как и с сигвеем. Все зависит от мощности электромотора и максимальной скорости. 

Так что если ваш гироскутер имеет двигатель мощностью не более 0,25 кВт и максимальную скорость не более 25 км/час, то он считается велосипедом (до тех пор, пока правительство не пропишет законодательно правила использования данного транспорта).

Стоит отметить, что в отличие от сигвеев большинство гироскутеров попадает под эту категорию. Так что можно не бояться, что гироскутер попадет под категорию «мопед» и «мотоцикл». Единственное, о чем многие забывают – что раз гироскутер попадает под категорию «велосипед», необходимо соблюдать действующие правила, регламентирующие использование велосипедов. Смотрите пункты 24.3 и 24.4 ПДД РФ.

Моноколесо

Теперь давайте рассмотрим еще один вид транспорта, который также стал популярным в нашей стране. Речь идет о моноцикле, или моноколесе. Этот электротранспорт в отличие от гироскутеров и сигвеев имеет только одно колесо. В итоге моноколесо нельзя отнести согласно законодательству ни к велосипеду, ни к мопеду, ни к мотоциклу.

Как и в случае с гироскутерами и сигвеями, российское законодательство не регламентирует правила использования данного транспорта на всех видах дорог, тротуарах и т. п. В результате управлять моноколесом можно без прав, независимо от мощности электродвигателя и максимальной скорости.

Так что пока использование моноколеса не запрещено. А раз не запрещено, то разрешено. Единственное, помните, что при управлении данным видом транспорта для своей безопасности и безопасности других участников дорожного движения все-таки необходимо соблюдать ПДД, как это необходимо делать при управлении велосипедом. Сами понимаете, что если вы, двигаясь на моноколесе, столкнетесь с кем-то из пешеходов или с автомобилем, за нарушение ПДД и других норм законодательства вас могут привлечь к ответственности. 

Газонокосилка

Да-да, есть и такой вид транспорта. Например, знаете ли вы, что существуют даже международные соревнования по гонкам на газонокосилках? Причем этот вид спорта популярен во многих странах мира.

Что такое электросамокат, как он устроен, и нужен ли он вам?

Эти четырехколесные газонные косилки оснащены достаточно мощным двигателем и рулевым колесом. Несмотря на это, газонокосилки не являются транспортными средствами, так как не предназначены для использования на дорогах общего пользования. 

Мотоблок

Тут, конечно, не все однозначно. С одной стороны, одноосный мотоблок не является транспортным средством, так как конструктивно не предназначен для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Однако, по мнению судебных органов, мотоблок с прицепной тележкой с технической точки зрения можно отнести к транспортному средству.

Согласно примечанию к статье 12.1 КоАП РФ, под транспортным средством понимается автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час.

Соответственно, такой вид транспорта подлежит государственной регистрации.

Также к транспорту законодательство относит трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.

Таким образом, выезжая на дороги общего пользования на мотоблоке, вы управляете транспортным средством, на которое вы должны иметь специальное право (права на трактор). Вот вам пример судебного дела, где человека лишили водительских прав за управление мотоблоком с прицепом в состоянии алкогольного опьянения. Правда, обращаем ваше внимание, что наше судебное право не прецедентное и в России также немало постановлений, которые не признали мотоблок транспортным средством, что, соответственно, разрешает управлять мотоблоками без водительских прав. 

В целом же при такой путанице на законодательном уровне мы не рекомендуем выезжать на мотоблоке на дороги общего пользования во избежание проблем с законом. 

Электрическое инвалидное кресло/коляска

Это еще один вид электротранспорта, который становится популярным в нашей стране среди пожилых людей и инвалидов. Благодаря этим электроколяскам люди с ограниченными возможностями имеют возможность передвигаться наравне со всеми по тротуару.

Естественно, водительские права или какое-то другое специальное право для управления электроколяской не требуется. Единственное, что должен соблюдать тот, кто передвигается на электрическом кресле или коляске, это ПДД, которые обязаны соблюдать пешеходы и велосипедисты. Разумеется, выезжать на дороги общего пользования на этом транспорте запрещено. 

Питбайк

Этот вид транспорта относится к спортинвентарю и не предназначен для использования на дорогах общего пользования. Соответственно, для управления этим видом транспорта водительские права не нужны. Но, как вы уже поняли, использовать питбайк можно только на специальной трассе. Кстати, вот интересное судебное дело об эксплуатации мотокроссового мотоцикла по дорогам общего пользования, в котором владелец питбайка суд выиграл.

Картинг

Еще один вид транспорта, на котором можно ездить без водительских прав. Правда, использовать карт можно только на закрытых спортивных площадках. На дороги общего пользования картингу выезжать запрещено.

Источник: https://1gai.ru/baza-znaniy/522025-ne-tolko-na-velosipede-vot-transportnye-sredstva-dlya-kotoryh-vam-ne-nuzhny-voditelskie-prava.html